Мир ребёнка с
ограниченными возможностями сужен до размеров ближайшего окружения. Ребёнок не
уверен в себе в гораздо большей степени, чем здоровый сверстнк. Его
познавательные возможности и природная любознательность в значительной мере
подавляются страхами, боязнью непривычной обстановки. Страхи представляют собой
первую причину неадекватной агрессивной реакции таких детей в незнакомой
ситуации. Чем старше ребёнок и длительнее ограничение его социальных контактов,
тем вероятнее подобная патологическая поведенческая реакция. Недостаточность
познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии является причиной
своеобразия формирования их эмоционально-волевой, личностной и поведенческой
сфер.
В психолого-педагогических исследованиях подчёркивается, что на протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) стремительно структурируются отношения ребёнка с ближайшим окружением. Одновременно под воздействием социального окружения и отношения к ребёнку значимых близких лиц в структуре его личности формируются доминирующие характерологические черты. В семьях с детьми-инвалидами роли, чаще всего, распределены не так как в семьях, воспитывающих здоровых детей. Нередко формальным лидером становится мать ребёнка-инвалида, которая диктует ему стиль поведения, решает за него все проблемы, в его присутствии говорит от его имени, лишая его возможности высказать собственное мнение. Недостаточность и неадекватность взаимодействия родителей с детьми в эмоциональном плане усугубляет дефект ребенка, искажает его личностное развитие и снижает возможности социально-приспособительных характеристик. Таким образом, ребёнок с ограниченными возможностями часто ограничен в свободе и социальной значимости.
Особенностью
детей с психоневрологическими патологиями является высокая степень зависимости
их поведения. Забота и уход, связанные с состоянием их
здоровья, нередко перерастают в гиперопеку социально-психологического
характера. Все решения за ребёнка принимает
мать и другие взрослые, мотивируя это
его болезнью. Чрезмерная опека
приводит к отсутствию или ограничению навыков внешних социальных
взаимодействий, элементам аутичного поведения, развитию страхов, боязни
активных действий.
В пубертатном периоде у этих детей появляются неадекватные реакции, немотивированные отказы, негативизм. Они начинают преувеличивать свои недостатки, вместо учёбы могут полностью уйти в различные посторонние увлечения, страдают разнообразными страхами, боятся активных социальных действий.
В
процессе взросления эти особенности могут привести к таким личностным
отклонениям, которые по своим последствиям станут значительнее, чем основное
заболевание, вызвавшее инвалидность.
Можно
выделить общие черты личностного развития детей и их отношений с
родителями.
1) Все дети,
включая в первую очередь и детей с отклонениями в развитии, испытывают потребность в
постоянных эмоционально-положительных контактах с родителями, их тепле и
близости.
2) В случае
недостаточности или неадекватности родительско-детского общения имеет место
феномен «переориентации» аффилиативных чувств детей к тем лицам, которые
находятся в этот момент или длительно рядом с ними (контакты с родителями
замещаются на контакты с другими субъектами).
3) Взаимодействие
детей с социальной средой без родительской любви и поддержки приобретает
неадекватные формы и ведёт к
возникновению коммуникативных проблем.
Отношения с людьми окрашиваются в сознании ребенка в неблагоприятные оттенки:
отгороженность, тревожность, агрессию.
Для того чтобы избежать указанных проблем, следует как можно раньше проводить психологическую коррекцию и социальную адаптацию детей-инвалидов и их близких родственников. К работе с семьёй, имеющей больного ребёнка, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировав родителей на опережающую подготовку ребёнка к жизни. Вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.
Идея сопровождения всё шире проникает в систему специального образования. Сопровождение в настоящее время рассматривается как вспомогательный метод, назначение которого связано с необходимостью решения каких-либо острых проблем и противоречий личностного развития. Продолжительность сопровождения ограничивается определёнными рамками (от возникновения проблемы до её разрешения).
Целевой группой – являются дети с
психоневрологическими нарушениями. В эту категорию попадают дети с самыми
разными медицинскими диагнозами и не одинаковыми судьбами.
Дети с задержкой
психического развития с выраженными психопатоподобными расстройствами поведения
Дети с задержкой психического развития
имеют более благоприятные прогнозы на будущее, чем дети других категорий.
Задержка
психического развития обусловлена резидуально-органическим поражением головного
мозга, в её основе лежит недостаточная сформированность высших корковых
функций. Основная роль в происхождении ЗПР принадлежит биологическим факторам,
которые приводят к сравнительно негрубым нарушениям темпа развития тех или иных структур мозга. Поддерживают эти
отклонения неправильное воспитание в семье, ограничение общения со
сверстниками, низкий уровень активности в связи с двигательной и речевой
недостаточностью детей.
Задержка может
проявляться в недостаточной для соответствующего возраста устойчивости нервных процессов, что в
свою очередь, влияет на становление
адекватных эмоциональных реакций и внимания.
К этой категории относятся дети с
трудностями в обучении, с нарушениями поведения, с задержкой развития тонкой
манипулятивной деятельности.
Недостаточность социальных контактов приводит со временем к таким
деформациям личности, которые плохо поддаются реабилитирующим воздействиям.
Одним из признаков деформации личности является агрессивность.
Умственно отсталые дети
Специфика
нарушений состояния психического здоровья у умственно отсталых детей
характеризуется, в первую очередь, тотальным недоразвитием высших
корковых функций, инертностью психических процессов, тотальным недоразвитием
познавательной деятельности при выраженном стойком дефиците абстрактного
мышления, процессов обобщения и отвлечения. У детей с интеллектуальной
недостаточностью снижены ориентировочная деятельность и потребность в новых
впечатлениях, способность к обобщению, выделению существенного при оперировании
новым материалом, недостаточность развития словесно-логического мышления. Сенсорное развитие ребёнка с интеллектуальной
недостаточностью в целом отстаёт по срокам формирования и проходит
неравномерно. Узость объёма и общая пассивность восприятия, замедленность
процессов переработки поступающей через органы чувств информации затрудняет
знакомство с окружающим миром.
У многих детей
с проблемами развития отмечается скованность, недостаточный объём
движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Слабое
различение мышечных ощущений приводит к плохой координации. Такие дети
отличаются пониженной работоспособностью, быстро устают. Зрительно-моторные, слухо-моторные, рече-моторные, ритмико-моторные виды
координаций без специальной коррекционно-развивающей работы не формируются.
Таким образом, у
умственно отсталых детей имеются довольно грубые изменения в
условно-рефлекторной деятельности. Им также свойственна несбалансированность в
протекании процессов возбуждения и торможения. Всё это определяется
физиологическими причинами нарушений психического развития умственно отсталых
детей, включая не только процессы познания, но и эмоции, волю и личность в
целом.
Для организации
обучения и воспитания детей с проблемами интеллектуального развития очень важно
вызвать и поддерживать у них интерес к окружающему посредством игр и игровых
упражнений.
Дети с детским
церебральным параличом
Детский церебральный паралич (ДЦП) характеризуется сочетанием триады расстройств: двигательных, психических и речевых, с сопутствующими нарушениями зрения, слуха и сенсомоторной чувствительности. Жизнь ребёнка, страдающего ДЦП, с раннего детства принципиально отличается от образа жизни его сверстников. Дети с ДЦП – это постоянные пациенты различных специалистов: ортопедов, неврологов, терапевтов, логопедов и т.д. Они нуждаются в систематической медикаментозной терапии, физиотерапевтическом лечении, массаже. У детей, страдающих ДЦП, с рождения наблюдается грубая задержка психомоторного и речевого развития. Сидеть, ползать, ходить, держась за руку взрослого, ребёнок с ДЦП начинает только к трём (нередко к семи) годам.
Постоянное ощущение боли, тревога и чувство безысходности, исходящее от родителей, приводят к появлению тревоги, беспокойства и страха даже у самых маленьких детей, которые ещё не способны полностью осознавать степень утраты собственного здоровья.
Доказано, что около 30% больных ДЦП имеют близкое к нормальному умственное развитие. Однако нередко у детей с ДЦП отмечается задержка психического развития, в основе которой лежит недостаточная сформированность высших корковых функций. Лобные доли мозга у детей с ДЦП созревают неравномерно и медленно. Поддерживают эти отклонения неправильное воспитание в семье, ограничение общения со сверстниками, низкий уровень активности в связи с двигательной и речевой недостаточностью. Особенностью ЗПР у детей с ДЦП является мозаичность поражения интеллекта, неравномерно сниженный запас знаний, сведений и представлений, что обусловлено рядом факторов. Прежде всего, это сенсорная и социальная депривация, ограничение социальных контактов, госпитализм, педагогическая запущенность. Двигательная способность детей имеет большое значение для интеллектуального и когнитивного развития. Нередко наблюдается прямая зависимость, чем тяжелее двигательный дефект, тем более выражены психические нарушения.
Многие дети с ДЦП живут в атмосфере эмоциональной депривации, поэтому любая помощь, оказываемая им, вызывает у них тёплые чувства, они благодарны заботе и вниманию. И в процессе общения у них завязываются эмоционально значимые контакты. Научиться делать что-то самостоятельно грозит ребёнку с ДЦП потерей дополнительного внимания окружающих.
К нарушениям эмоционально-волевой сферы относится неспособность ребёнка управлять своими эмоциями, настроением, отсутствие волевых качеств. Нередко происходит задержка эмоционального развития по типу инфантилизма, в основе которого лежит дисгармоничное созревание интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Основным признаком инфантилизма является недоразвитие высших форм волевой деятельности. Возможны два полярных друг другу типа поведения: расторможенность, гиперактивность, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям, либо пассивность, безынициативность, безразличие; эмоции неадекватны, примитивны. В своих поступках дети руководствуются в основном желанием получить сиюминутное удовольствие, они отличаются эгоцентризмом, не подчиняются правилам, не желают считаться с интересами других людей.
У детей с ДЦП наблюдается расстройство влечений. Это касается полового влечения (гиперсексуальность, навязчивый онанизм) и влечения, связанного с инстинктом самосохранения (агрессия, направленная как на окружающих, так и на себя). В подростковом возрасте нередко бывают суицидальные мысли, высказывания или поступки. Чаще всего суицидальное поведение демонстративно, импульсивно и является пассивным протестом против наказания, замечаний, неразделённого чувства и т.д.
Психологическое сопровождение детей с ДЦП является сложной системой реабилитационных мероприятий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности, формирование системы ценностей, развитие интеллекта. Психолог (и психотерапевт) должен работать с такими детьми с момента их рождения. Психокоррекцию детей с ДЦП оптимально проводить блоками, длительно, как в рамках психологического сопровождения ребёнка, так и в структуре общего восстановительного лечения. Учитывая тяжесть заболевания и выраженность двигательных и речевых дефектов, психологическая помощь таким больным нужна в любом возрасте. Акцент психологического воздействия направляется на развитие личности ребёнка, на коррекцию его «Я-концепции». Если изменить отношение пациента к себе, соответственно, у него изменится отношение к окружающему миру и сформируются адекватные притязания и представления.
Аутичные дети
Симптоматика
нарушений при раннем детском аутизме отличается большим полиморфизмом. В
качестве первичного нарушения выступает особая дефицитарность эмоционально-волевой
и коммуникативно-потребностной сфер, что проявляется в слабости энергетического потенциала, отсутствии или значительном снижении
потребности в контактах с окружающим миром.
Холодность и безразличие аутичных детей даже к близким часто сочетаются
с повышенной ранимостью и эмоциональной хрупкостью. Дети пугаются резких
звуков, громкого голоса, малейших замечаний в свой адрес, что особо затрудняет
взаимодействие близких с ребёнком и требует постоянного создания специальных
условий для его жизнедеятельности.
Специфика
коммуникативно-потребностной сферы аутичного ребенка проявляется не только в
нарушениях акта коммуникации, но и в особенностях его речи (мутизм, речевые
штампы, эхолалии, аутодиалоги), а также в факторах, сопровождающих речевое
высказывание (несформированность мимики и жеста). Недостаточность структурных
компонентов коммуникативной сферы сопровождается при аутизме
нес-формированностью или отсутствием у детей мотивации к общению. Это, в свою
очередь, объясняет недостаточность навыков социально-бытовой ориентации и
влечет за собой острую потребность в формировании навыков самообслуживания и
создании особых условий приема пищи.
Своеобразие
сенсорной сферы и недостаточность развития предметной деятельности
предопределяют особенности интеллектуального развития аутичных детей. Большая
группа детей имеет интеллектуальные расстройства, часть из них - выраженные. У
некоторых детей развивается парциальная одаренность в какой-либо из областей
знаний.
Специфические
особенности в развитии личностной сферы возникают в самом начале жизненного
пути аутичного ребенка. Уклонение от визуального контакта с матерью и
близкими, отсутствие или вялость «комплекса оживления», нежелание (вплоть до
полного избегания) вступать в речевой контакт, отсутствие местоимения «я»,
речевая стереотипность, препятствующая критичной самооценке, и многие другие
отклонения определяют личностное своеобразие аутичного ребенка или подростка.
Особое негативное влияние на формирование личностной зрелости аутичного ребенка
оказывает нарушение понимания себя как «системы Я», отражающееся в нарушении
идентификации себя с речевым знаком - местоимением первого лица.
Дети с астмой
Слово «астма» по-гречески означает стеснение в груди. Это аллергическая реакция, свидетельствующая о сверхчувствительности организма к внешним раздражениям. Сужение дыхательных путей, отёк и выделение слизи приводят к затруднённому дыханию, вызывают чувство страха за свою жизнь. Астматические приступы происходят, как правило, в типичных ситуациях и символизируют неприятие определенных событий и особенностей. Спазм, наблюдаемый у больного, призван удержать то, что он имеет, и не впустить ничего нового. Стеснение и страх неотделимы друг от друга. Астматик демонстрирует страх перед откровенностью, судорожно задерживая дыхание, но также и страх перед новым, неизвестным, всем тем, чего не желает принимать.
Психологи
интерпретируют страх, как убежденность в своей неспособности справиться с
ситуацией. Избегая контактов, человек стесняет себя. Простор моря и высота гор
помогают больному. Столь же эффективно помогает ему и снятие ограничений и
признание того, против чего он боролся. Никогда человек не попадет в ситуацию,
требующую от него непосильных затрат энергии. Каждому достаётся бремя, которое
он в силах нести. Сознание укрепляет доверие к себе, и возрастает готовность к
принятию ситуации. Первый шаг — всегда самый трудный, но когда он сделан, все
остальное дается легче. То, что отвергаешь во внешнем мире, является частью
твоего собственного бытия, против которого ты восстаёшь. Необходимо точно
определить ситуации, в которых возникают приступы. Это укажет на то, чего
именно пациент не приемлет в себе.
Дети
с эпилепсией
Дети
с речевой патологией
Особенности речевой
деятельности детей с алалией, афазией, анартрией, заиканием и другими тяжелыми
речевыми нарушениями, а также расстройства речи детей с умственной
отсталостью, с детским церебральным параличом, задержкой психического развития
и аутизмом являются отягощающими для психики родителей. Именно нарушение речи
или её полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного
барьера, отчужденности и отгороженности в родительско-детских отношениях.
В аномальном развитии детей различают две группы
симптомов:
1) первичные
– нарушения, непосредственно вытекающие
из биологического характера болезни;
2) вторичные,
возникающие опосредованно, в процессе
аномального социального развития.
Например, к вторичным нарушениям у детей с дефектами
речи, возникающими при анатомических особенностях артикуляционного аппарата,
относятся недостатки в овладении звуковым составом слова, расстройства письма и
др. В качестве вторичных нарушений у
слепых детей, в результате раннего поражения органов зрения, возникают
недостаточность пространственных
ориентировок, выразительности мимики лица, ограничение конкретных
предметных представлений и др.
Первичный дефект может иметь характер недоразвития,
повреждения функции, органа или же сочетания нарушенных функций. Преодоление
первичного дефекта требует медицинского воздействия, которое, к сожалению,
зачастую бывает малоэффективным.
Вторичный дефект является основным объектом
психологического изучения ребёнка с
нарушениями развития. Он поддаётся коррекции.
С помощью психологических и педагогических средств,
особенно на ранних этапах развития ребёнка, возникновение вторичного дефекта
можно предупредить или ослабить,
заложить основы развития устойчивой личности, способной к успешной
интеграции в общество.
На развитие вторичных нарушений оказывают существенное влияние:
- степень и качество
первичного дефекта;
- срок возникновения
первичного дефекта (фактор времени);
- социальная депривация
(препятствует общению, тормозит приобретение знаний и умений);
- условия окружающей
среды, специально организованное обучение,
воспитание и
социально-реабилитационная деятельность.
Конфликты со средой у ребёнка с психоневрологическими
нарушениями развития возникают тогда, когда он начинает осознавать своё
поведение, сравнивая себя с другими людьми. Особенно заметно они могут
проявляться в подростковом и
юношеском возрасте, когда у появляются такие психические новообразования, как самооценка и самосознание.
Например, комплекс неполноценности, возникающий у
многих детей с ограниченными возможностями здоровья, - это не что иное, как
вторичное нарушение, сложившееся по причине осознания того или иного жизненного
ограничения и укоренившееся в подсознании.