Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 10.07.2025, 07:44

Официальный сайт Центр поддержки семьи "Берегиня"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Консультация психолога

Консультация

Мир ребёнка с ограниченными возможностями сужен до размеров ближайшего окружения. Ребёнок не уверен в себе в гораздо большей степени, чем здоровый сверстнк. Его познавательные возможности и природная любознательность в значительной мере подавляются страхами, боязнью непривычной обстановки. Страхи представляют собой первую причину неадекватной агрессивной реакции таких детей в незнакомой ситуации. Чем старше ребёнок и длительнее ограничение его социальных контактов, тем вероятнее подобная патологическая поведенческая реакция. Недостаточность познавательных процессов у детей с от­клонениями в развитии является причиной своеобразия фор­мирования их эмоционально-волевой, личностной и поведен­ческой сфер.

В психолого-педагогических исследованиях подчёркивается, что на протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) стремительно структурируются отношения ребёнка с ближайшим окружением. Одновременно под воздействием социального окружения и отношения к ребёнку значимых близких лиц в структуре его личности формируются домини­рующие характерологические черты. В семьях с детьми-инвалидами роли, чаще всего, распределены не так как в семьях, воспитывающих здоровых детей. Нередко формальным лидером становится мать ребёнка-инвалида, которая диктует ему стиль поведения, решает за него все проблемы, в его присутствии говорит от его имени, лишая его возможности высказать собственное мнение. Недоста­точность и неадекватность взаимодействия родителей с деть­ми в эмоциональном плане усугубляет дефект ребенка, иска­жает его личностное развитие и снижает возможности социально-приспособительных характеристик. Таким образом, ребёнок с ограниченными возможностями часто ограничен в свободе и социальной значимости.

Особенностью детей с психоневрологическими патологиями является высокая степень зависимости их  поведения.  Забота и уход, связанные с состоянием их здоровья, нередко перерастают в гиперопеку социально-психологического характера. Все решения за  ребёнка принимает мать и другие взрослые, мотивируя это  его болезнью.  Чрезмерная опека приводит к отсутствию или ограничению навыков внешних социальных взаимодействий, элементам аутичного поведения, развитию страхов, боязни активных действий.

В пубертатном периоде у этих детей появляются неадекватные реакции, немотивированные отказы, негативизм. Они начинают преувеличивать свои недостатки, вместо учёбы могут полностью уйти в  различные посторонние увлечения, страдают разнообразными страхами, боятся активных социальных действий.

В процессе взросления эти особенности могут привести к таким личностным отклонениям, которые по своим последствиям станут значительнее, чем основное заболевание, вызвавшее инвалидность.

Можно выделить  общие черты   личностного развития де­тей и их отношений с родителями.

1) Все дети, включая в первую очередь и детей с отклонениями в развитии, испытывают потребность в постоянных эмо­ционально-положительных контактах с родителями, их тепле и близости.

2) В случае недостаточности или неадекватности родительско-детского общения имеет место феномен «переориентации» аффилиативных чувств детей к тем лицам, которые находятся в этот момент или длительно рядом с ними (контакты с родите­лями замещаются на контакты с другими субъектами).

3) Взаимодействие детей с социальной средой без роди­тельской любви и поддержки приобретает неадекватные фор­мы и ведёт к возникновению коммуникативных   проблем. От­ношения с людьми окрашиваются в сознании ребенка в неблагоприятные оттенки: отгороженность, тревожность, агрессию.

Для того чтобы избежать указанных проблем,  следует как можно раньше проводить психологическую коррекцию и социальную адаптацию детей-инвалидов и их близких родственников. К работе с семьёй, имеющей больного ребёнка, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировав родителей на опережающую подготовку ребёнка к жизни. Вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.

Идея сопровождения  всё шире проникает в систему специального образования. Сопровождение в настоящее время рассматривается как вспомогательный метод, назначение которого связано с необходимостью решения каких-либо острых  проблем   и противоречий личностного развития.  Продолжительность сопровождения ограничивается определёнными рамками (от возникновения проблемы до её разрешения).  

Целевой группой – являются дети с психоневрологическими нарушениями. В эту категорию попадают дети с самыми разными медицинскими диагнозами  и  не одинаковыми судьбами.

 

Дети с задержкой психического развития с выраженными психопатоподобными расстройствами поведения

 

Дети с задержкой психического развития имеют более благоприятные прогнозы на будущее, чем дети других категорий.

Задержка психического развития обусловлена резидуально-органическим поражением головного мозга, в её основе лежит недостаточная сформированность высших корковых функций. Основная роль в происхождении ЗПР принадлежит биологическим факторам, которые приводят к сравнительно негрубым нарушениям темпа развития  тех или иных структур мозга. Поддерживают эти отклонения неправильное воспитание в семье, ограничение общения со сверстниками, низкий уровень активности в связи с двигательной и речевой недостаточностью детей. 

Задержка может проявляться в недостаточной для соответствующего возраста  устойчивости нервных процессов, что в свою  очередь, влияет на становление адекватных эмоциональных реакций и внимания.  К этой категории  относятся дети с трудностями в обучении, с нарушениями поведения, с задержкой развития тонкой манипулятивной деятельности.  Недостаточность социальных контактов приводит со временем к таким деформациям личности, которые плохо поддаются реабилитирующим воздействиям. Одним из признаков деформации личности является агрессивность.

 

Умственно отсталые дети

 

Специфика нарушений состояния психического здоровья у умственно отсталых детей характеризуется, в первую очередь, тотальным недоразвитием высших корковых функций, инертностью психических процессов, тотальным недоразви­тием познавательной деятельности при выраженном стой­ком дефиците абстрактного мышления, процессов обобще­ния и отвлечения.  У детей  с интеллектуальной недостаточностью снижены ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, способность к обобщению, выделению существенного при оперировании новым материалом, недостаточность развития словесно-логического мышления.  Сенсорное развитие ребёнка с интеллектуальной недостаточностью в целом отстаёт по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объёма и общая пассивность восприятия, замедленность процессов переработки поступающей через органы чувств информации затрудняет знакомство с окружающим миром.

У многих детей  с проблемами развития отмечается скованность, недостаточный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Слабое различение мышечных ощущений приводит к плохой координации. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро устают.  Зрительно-моторные, слухо-моторные,  рече-моторные, ритмико-моторные виды координаций без специальной коррекционно-развивающей работы не формируются.

Таким образом, у умственно отсталых детей имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности. Им также свойственна несбалансированность в протекании процессов возбуждения и торможения. Всё это оп­ределяется физиологическими причинами нарушений психи­ческого развития умственно отсталых детей, включая не толь­ко процессы познания, но и эмоции, волю и личность в целом.

Для организации обучения и воспитания детей с проблемами интеллектуального развития очень важно вызвать и поддерживать у них интерес к окружающему посредством игр и игровых упражнений.

 

Дети с детским церебральным параличом

 

Детский церебральный паралич (ДЦП) характеризуется сочетанием триады расстройств: двигательных, психиче­ских и речевых, с сопутствующими нарушениями зрения, слуха и сенсомоторной чувствительности. Жизнь ребёнка, страдающего ДЦП, с раннего детства принципиально отличается от образа жизни его сверстников. Дети с ДЦП – это постоянные пациенты различных специалистов: ортопедов, неврологов, терапевтов, логопедов и т.д. Они нуждаются в систематической медикаментозной терапии, физиотерапевтическом лечении, массаже. У детей, страдающих ДЦП, с рождения наблюдается грубая задержка психомоторного и речевого развития. Сидеть, ползать, ходить, держась за руку взрослого, ребёнок  с ДЦП начинает только к трём (нередко к семи)  годам.

Постоянное ощущение боли, тревога и чувство безысходности, исходящее от родителей, приводят к  появлению тревоги, беспокойства и  страха даже у самых маленьких детей, которые ещё не способны полностью осознавать степень утраты собственного здоровья.

Доказано, что около 30% больных ДЦП имеют близкое к нормальному умственное развитие. Однако нередко у детей с ДЦП отмечается задержка психического развития, в основе которой лежит недостаточная  сформированность высших корковых функций. Лобные доли мозга у детей с ДЦП созревают неравномерно и медленно. Поддерживают  эти отклонения неправильное воспитание в семье, ограничение общения со сверстниками, низкий уровень активности в связи с двигательной и речевой  недостаточностью. Особенностью ЗПР  у детей с  ДЦП является мозаичность поражения интеллекта, неравномерно сниженный запас знаний, сведений и представлений, что обусловлено рядом факторов. Прежде всего, это  сенсорная и социальная депривация, ограничение социальных контактов, госпитализм, педагогическая запущенность. Двигательная способность детей имеет большое значение для интеллектуального и когнитивного развития. Нередко наблюдается прямая зависимость, чем тяжелее двигательный дефект, тем более выражены психические нарушения.

Многие дети с ДЦП живут в атмосфере эмоциональной депривации, поэтому любая помощь, оказываемая им, вызывает у них тёплые чувства, они благодарны заботе и вниманию. И в процессе общения у них завязываются эмоционально значимые контакты. Научиться делать что-то самостоятельно грозит ребёнку с ДЦП потерей дополнительного внимания окружающих.

К нарушениям эмоционально-волевой  сферы относится неспособность ребёнка управлять своими эмоциями, настроением, отсутствие волевых качеств. Нередко происходит  задержка эмоционального развития по типу инфантилизма, в основе которого лежит дисгармоничное созревание интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Основным признаком  инфантилизма является недоразвитие  высших форм  волевой деятельности. Возможны два полярных друг другу типа поведения: расторможенность, гиперактивность, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям, либо пассивность, безынициативность, безразличие; эмоции неадекватны, примитивны. В своих поступках дети руководствуются в основном желанием получить сиюминутное  удовольствие, они отличаются эгоцентризмом, не подчиняются правилам, не желают считаться с интересами других людей.

У детей с ДЦП наблюдается расстройство влечений. Это касается полового влечения (гиперсексуальность, навязчивый онанизм) и влечения, связанного с  инстинктом самосохранения (агрессия, направленная как на окружающих, так и на себя). В подростковом возрасте нередко бывают суицидальные мысли, высказывания или поступки. Чаще всего суицидальное поведение демонстративно, импульсивно и является пассивным протестом против наказания, замечаний, неразделённого чувства и т.д.

Психологическое сопровождение детей с  ДЦП является сложной системой реабилитационных мероприятий,  направленных на повышение социальной активности, развитие  самостоятельности, укрепление социальной позиции личности, формирование системы ценностей, развитие интеллекта. Психолог (и психотерапевт) должен работать с такими детьми с момента их рождения. Психокоррекцию детей с ДЦП оптимально проводить блоками, длительно, как в рамках психологического сопровождения ребёнка, так и в структуре общего восстановительного лечения. Учитывая тяжесть заболевания и выраженность двигательных и речевых дефектов, психологическая помощь таким больным нужна в любом возрасте. Акцент психологического воздействия направляется на развитие личности ребёнка, на коррекцию его «Я-концепции».  Если изменить отношение пациента к себе, соответственно,  у него изменится отношение к окружающему миру и сформируются адекватные притязания и представления.

 

Аутичные дети

 

Симптоматика нарушений при раннем детском аутизме от­личается большим полиморфизмом. В качестве пер­вичного нарушения выступает особая дефицитарность эмоционально-во­левой и коммуникативно-потребностной сфер, что проявляется в слабости энергетического потенциала, отсут­ствии или значительном снижении потребности в контактах с окружающим миром.  Холодность и безразличие аутичных детей даже к близ­ким часто сочетаются с повышенной ранимостью и эмоциональной хрупкостью. Дети пугаются резких звуков, громкого голоса, малейших замечаний в свой адрес, что особо затрудняет взаимодействие близких с ребёнком и требует постоянного создания специальных условий для его жизнедеятель­ности.

Специфика коммуникативно-потребностной сферы аутичного ребенка проявляется не только в нарушениях акта ком­муникации, но и в особенностях его речи (мутизм, речевые штампы, эхолалии, аутодиалоги), а также в факторах, сопро­вождающих речевое высказывание (несформированность ми­мики и жеста). Недостаточность структурных компонентов коммуникативной сферы сопровождается при аутизме нес-формированностью или отсутствием у детей мотивации к об­щению. Это, в свою очередь, объясняет недостаточность навы­ков социально-бытовой ориентации и влечет за собой острую потребность в формировании навыков самообслуживания и создании особых условий приема пищи.

Своеобразие сенсорной сферы и недостаточность развития предметной деятельности предопределяют особенности интел­лектуального развития аутичных детей. Большая группа де­тей имеет интеллектуальные расстройства, часть из них - выраженные. У некоторых детей развивается парциальная одаренность в какой-либо из областей знаний.

Специфические особенности в развитии личностной сферы возникают в самом начале жизненного пути аутичного ребен­ка. Уклонение от визуального контакта с матерью и близкими, от­сутствие или вялость «комплекса оживления», нежелание (вплоть до полного избегания) вступать в речевой контакт, от­сутствие местоимения «я», речевая стереотипность, препят­ствующая критичной самооценке, и многие другие отклоне­ния определяют личностное своеобразие аутичного ребенка или подростка. Особое негативное влияние на формирование личностной зрелости аутичного ребенка оказывает нарушение понимания себя как «системы Я», отражающееся в наруше­нии идентификации себя с речевым знаком - местоимением первого лица.

Дети с астмой

 

Слово «астма» по-гречески означает стеснение в груди. Это аллергическая реакция, свидетельствующая о сверхчувствительности организма к внешним раздражениям. Сужение дыхательных путей, отёк и выделение слизи приводят к затруднённому дыханию, вызывают чувство страха за свою жизнь. Астматические приступы происходят, как правило, в типичных ситуациях и символизируют неприятие определенных событий и особенностей. Спазм, наблюдаемый у больного, призван удержать то, что он имеет, и не впустить ничего нового. Стеснение и страх неотделимы друг от друга. Астматик демонстрирует страх перед откровенностью, судорожно задерживая дыхание, но также и страх перед новым, неизвестным, всем тем, чего не желает принимать. 

 

Психологи интерпретируют страх, как убежденность в своей неспособности справиться с ситуацией. Избегая контактов, человек стесняет себя. Простор моря и высота гор помогают больному. Столь же эффективно помогает ему и снятие ограничений и признание того, против чего он боролся. Никогда человек не попадет в ситуацию, требующую от него непосильных затрат энергии. Каждому достаётся бремя, которое он в силах нести. Сознание укрепляет доверие к себе, и возрастает готовность к принятию ситуации. Первый шаг — всегда самый трудный, но когда он сделан, все остальное дается легче. То, что отвергаешь во внешнем мире, является частью твоего собственного бытия, против которого ты восстаёшь. Необходимо точно определить ситуации, в которых возникают приступы. Это укажет на то, чего именно пациент не приемлет в себе. 

Дети с эпилепсией


Эпилепсия это хроническое заболевание мозга, основное клиническое проявление которого состоит из повторных припадков, сопровождающихся выключением или изменением сознания и мышечными сокращениями. Эпилептические приступы часто начинаются в детском возрасте, реже в подростковом, но могут появиться впервые у взрослых и стариков. Все припадки имеют общие признаки: внезапность возникновения и прекращения; непродолжительное течение; стереотипность проявлений (все приступы практически одинаковы); повторяемость приступов. Часто припадку предшествует плохое настроение, предчувствие надвигающейся беды, когда больной уже знает, что скоро будет припадок, и может принять определенные меры предосторожности (не выходить из дома, застраховать себя от возможных падений и повреждений). Течение эпилепсии обычно прогрессирующее. С течением болезни обычно наблюдаются характерные изменения личности больных, нередко развивается эпилептическое слабоумие. Характерными для детей с эпилепсией являются замедленность и обстоятельность мышления, склонность к детализации, ригидность психики, педантичность, обидчивость, мстительная злопамятность. Они не могут отделить главное от второстепенного, переключиться с одной темы на другую, застревают на ненужных деталях. 

Дети с речевой патологией

 

Особенности речевой деятельности детей с алалией, афази­ей, анартрией, заиканием и другими тяжелыми речевыми на­рушениями, а также расстройства речи детей с умственной отсталостью, с детским церебральным параличом, задержкой психического развития и аутизмом являются отягощающими для психики родителей. Именно нарушение речи или её пол­ное отсутствие является предпосылкой к возникновению ком­муникативного барьера, отчужденности и отгороженности в родительско-детских отношениях.

 

В аномальном развитии детей различают две группы симптомов:

1)  первичные –  нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни;

2)  вторичные, возникающие опосредованно,   в процессе аномального социального развития.

 

Например, к вторичным нарушениям у детей с дефектами речи, возникающими при анатомических особенностях артикуляционного аппарата, относятся недостатки в овладении звуковым составом слова, расстройства письма и др.  В качестве вторичных нарушений у слепых детей, в результате раннего поражения органов зрения, возникают недостаточность пространственных  ориентировок, выразительности мимики лица, ограничение конкретных предметных представлений и др.

Первичный дефект может иметь характер недоразвития, повреждения функции, органа или же сочетания нарушенных функций. Преодоление первичного дефекта требует медицинского воздействия, которое, к сожалению, зачастую бывает малоэффективным.

Вторичный дефект является основным объектом психологического изучения  ребёнка с нарушениями развития. Он поддаётся коррекции.

С помощью психологических и педагогических средств, особенно на ранних этапах развития ребёнка, возникновение вторичного дефекта можно предупредить или ослабить,  заложить основы развития устойчивой личности, способной к успешной интеграции в общество.

На развитие вторичных нарушений оказывают существенное  влияние:

- степень и качество первичного дефекта;

- срок возникновения первичного дефекта (фактор времени);

- социальная депривация (препятствует общению, тормозит приобретение знаний и умений);

- условия   окружающей    среды,    специально   организованное   обучение,   воспитание   и социально-реабилитационная деятельность.

Конфликты со средой у ребёнка с психоневрологическими нарушениями развития возникают тогда, когда он начинает осознавать своё поведение, сравнивая себя с другими людьми. Особенно заметно они  могут  проявляться в подростковом  и юношеском возрасте, когда у появляются такие психические новообразования, как  самооценка и самосознание.

Например, комплекс неполноценности, возникающий у многих детей с ограниченными возможностями здоровья, - это не что иное, как вторичное нарушение, сложившееся по причине осознания того или иного жизненного ограничения и укоренившееся в подсознании.

Задачи реабилитации детей и подростков с ограниченными  возможностями состоят в том, чтобы, устраняя или ослабляя последствия вторичных нарушений, создавать внешние и внутренние условия для безболезненного вхождения в сложный мир социальных отношений, для компенсации недостатка посредством формирования новых форм поведения и восстановления нарушенной социальной связи с жизнью.




Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025