В рамках Программы поддержки
социальных услуг Общественный фонд «БОТА» второй год предоставляет грант
Общественному Объединению «Центр поддержки семьи «Берегиня». Проект «Учимся
жить вместе!» направлен на оказание коррекционных услуг и проведение развивающих
занятий для детей и молодёжи с особыми потребностями и из малообеспеченных
семей г. Усть – Каменогорска, Глубоковского и Уланского районов.
С этой целью специалистами Центра
организовано обучение основам компьютерной грамотности, первичным трудовым
навыкам. Развитие мелкой моторики ведётся в кружке «Оч. умелые ручки». Навыки
социальной адаптации бенефициары получают на занятиях по программе
«Самопознание».
Создание условий для их реализации
некоммерческими организациями и государственными учреждениями представляет
собой дополнительный канал интеграции детей в социум. В рамках реализации
проекта ОФ «БОТА» в текущем году ОО «Берегиня» совместно с КГУ «Белоусовская
основная школа» создана и работает для детей и подростков с особыми потребностями
школа социально – бытовой ориентации, где занятия проводят социальный педагог
школы Ержебаева А. М. и специалисты «Берегини». Очередное занятие по теме: «Мои
увлечения» способствовало формированию знаний о различных видах увлечений,
развитию кругозора, воспитанию заинтересованности к различным видам
деятельности. В ходе занятия используются метод игротехники (например,
пальчиковая игра), творческие задания, выставка работ детей и подростков. Всё
содержание обучения состоит из нескольких модулей: жилище, питание, одежда,
семейные праздники, поведение в общественных местах и др.
Действенным средством первичной
социализации личности для детей и молодёжи с особыми потребностями являются
группы взаимопомощи (детско – молодёжные клубы). Здесь они получают
первоначальный социальный запас знаний, который сводится к их практической
компетентности в обыденных делах, связанных с человеческими взаимоотношениями.
Одновременно это среда жизнедеятельности, ценности которой (социальные,
материальные и духовные, традиционные и новые, нарождающиеся) создаются или
привносятся самими детьми как добровольно принятые, в определённой степени
осознанные, привлекательные. Это находит отражение в целях, видах, формах
основной деятельности, в её направленности – социально и личностно значимой, в
правах, обязанностях, традициях, обычаях, символике, знаниях. Опыт показывает,
что в таких объединениях ребёнок избавляется от стрессов, комплекса
неполноценности, обретает веру в себя, находит друзей среди сверстников и
взрослых. Подтверждением представленной характеристики являются занятия детско
– молодёжного клуба «In Life» – «В жизнь». Дети с ограниченными возможностями
здоровья – это особая категория детей, действительно являющихся нетипичными.
Сегодня идеология в отношении людей с ограниченными возможностями, особенно
детей, в корне поменялась – общество обязано создать все условия для реализации
их потенциала.
Новая услуга,
которую оказывают специалисты «Берегини» в настоящем проекте, - занятия по Монтессори
– педагогике. Известно, что для продвижения
ребенка, имеющего проблемы в развитии и адаптации к окружающей среде, важным
фактором является специально организованное обучение. Это обусловлено
своеобразием его личности и познавательной деятельности.
Оптимальной для развития этой категории
детей является та среда, в которой они могут приобрести положительный опыт в
различных видах деятельности (организованной и свободной) и опыт межличностного
общения. Учебная деятельность в Монтессори - среде организовывается как в
группах, так и в индивидуальном варианте занятия с ребенком. Во время творческой части занятия дети не только приобретают практические
навыки и развивают художественные способности, но и накапливают словарный запас: все этапы работы
проговариваются вслух, и ребята запоминают названия предметов, с которыми
работают, названия действий, которые совершают.
В связи с
тем, что в декабре 2012 года ОО «Берегиня» получила детскую площадку и учебно –
методический материал и пособия Монтессори, была поставлена задача:
информировать родителей бенефициаров о сути Монтессори – педагогики и обучить
методике использования их в домашних условиях. Проводим встречи с родителями,
обсуждаем наши совместные успехи и проблемы, которые возникали на занятиях,
печатаем раздаточный материал для взрослых. Пытаемся все вместе находить
золотую середину в подходах к нашим детям. Создали школу Монтессори для
родителей. Презентацию (первое занятие)
проводила педагог - психолог ОО «Берегиня» Шелкова О. Е.
Родители получили информацию
о Монтессори - педагогике, обучены первичным навыкам работы с Монтессори –
материалами в ходе мастер – класса с родителями и детьми. С
принятием Закона «О специальных социальных услугах» в стране заложен
комплексный подход социальной реабилитации людей с различными ограничениями в
развитии, который осуществляется всей совокупностью государственных учреждений
социальной защиты, образования, здравоохранения, других сфер в сотрудничестве с
негосударственными органами, в том числе с
неправительственными организациями. Провозглашённые программные цели
обеспечения равенства и полного их участия в общественной жизни
и развитии свидетельствовали об изменении понимания состояния инвалидности
сообществом, признавшим необходимость применения целостного подхода к решению
проблем людей с ограниченными возможностями.
Реализация различных моделей социализации
данной категории детей и лиц старше 18 лет в своей основе имеет программу
реабилитационных мероприятий, позволяющих индивиду не только адаптироваться к
своему состоянию, но и в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки
самопомощи и создания сети социальных связей, помогающих приобретать их. И
здесь чрезвычайно важен принцип комплексности и последовательности
реабилитационных мероприятий, принцип равных социальных прав и возможностей
индивидов, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от
его физических, психических, интеллектуальных и прочих способностей.
Участие в реализации проектов предыдущих
лет позволило Общественному Объединению «Центр поддержки семьи «Берегиня» вести
поиск, разработку и апробирование инновационных технологий по решению наиболее
актуальных процессов реабилитации и адаптации особенных детей и молодёжи в
социум. Так, в КГКП «Детская школа искусств №24 г. Усть - Каменогорска ведутся
занятия по обучению вокалу. Ежегодно проводится оздоровительный сезон в летнем
оздоровительном лагере ГККП «Усть – Каменогорское объединение
детско-подростковых клубов «Жiгер» акимата г.Усть
- Каменогорска. При ОО «Берегиня» действуют Клуб заботливых родителей и
детско-молодёжный клуб, работают творческие мастерские.
Практика показала, что наибольших
результатов можно добиться, начиная с раннего возраста. Развитие навыков
возможно при наличии специальной подготовки, опоры на их возможности (природные
и социальные задатки), учёте состояния здоровья. Мотивацию можно развить,
опираясь на внутренние и внешние возможности и склонности, которые есть у
каждого ребёнка, несмотря на его дефекты. Чем раньше начнётся эта работа, тем
она будет успешнее.
Участие ОО «Берегиня» в конкурсе ГУ «Управление координации занятости и
социальных программ Восточно – Казахстанской области» по государственным
закупкам услуг на размещение государственного социального заказа в
неправительственном секторе на предоставление
специальных социальных услуг детям и лицам старше 18 лет с
психоневрологическими патологиями, детям с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, инвалидам первой и второй групп способствовало открытию
полустационара.
Здесь консультации и занятия ведут
логопед, дефектолог, социальный педагог, психолог, дизайнер, юрист. Контактный
телефон: 22-42-64
|